Прокомментировал отказ оказать помощь российскому экипажу
Адвокат Алексей Синицын для telegram-каналa "ЛОМовка" прокомментировал отказ норвежского судна Oslo Carrier 3 оказать помощь экипажу российского судна Ursa Major, который терпел бедствие в Средиземном море.
Тот факт, что норвежское судно Oslo Carrier 3 не оказало помощь экипажу российского судна Ursa Major, который терпел бедствие в Средиземном море, можно расценивать, как грубейшее нарушение норм международного права. В соответствии с Международной конвенции о спасении 1989 года капитан норвежского судна был обязан оказать помощь российскому экипажу, который терпел бедствие.
Не оказывать помощь можно было бы только в одном случае. Если бы существовала серьезная угроза безопасности для норвежского судна. Но в данном случае такой угрозы не было. Более того, норвежская сторона прямо и открыто заявила о причинах своего преступного бездействия. Это наличие неких своих внутренних предписаний не оказывать помощь российскому экипажу.
Какое же наказание предусмотрено за такое преступное бездействие?
Согласно российскому уголовному законодательству, если преступление совершено против граждан России, пусть даже за пределами Российской Федерации, то Россия может применить свое уголовное право. То есть в данном конкретном случае Россия может применить свой национальный уголовный кодекс на основании того, что преступные деяния были совершены против граждан России.
Для таких случаев, как этот в российском уголовном кодексе есть специальная статья № 270, которая предусматривает уголовную ответственность для капитана судна, который не оказал помощь терпящим бедствие на море. Полагаю, что российская сторона вправе привлечь к уголовной ответственности не только капитана норвежского судна, но и лиц, которые давали ему преступные указания не оказывать помощь терпящему бедствие российскому экипажу.
Да, дипломатические Норвежско-Российские отношения в настоящее время переживают не лучшие времена. Норвегия присоединилась к антироссийским санкциям, а Россия внесла Норвегию в список недружественных государств. Но стоит ли ради этого нарушать многовековые традиции морского братства? Неужели норвежские моряки не думают о том, что на море может возникнуть и обратная ситуация?