Адвокат Алексей Синицын для IT Channel News рассказал об обязанности онлайн-маркетплейсов по соблюдению прав покупателей.
Текст комментария:
Ссылка на публикацию: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=167584
Текст комментария:
- Вообще, российское законодательство исходит из того, что в покупатели в отношениях с продавцами являются «слабой стороной договора» и нуждаются в повышенной защите. Продавцы не вправе ущемлять права покупателей, установленные законодательством в области защиты прав потребителей. Условия договора, ущемляющие права покупателей ничтожны.
- Что касается попытки маркетплейсов оставаться в стороне и не нести никакой ответственности перед покупателем, а только грести деньги, то на этот счет есть интересная судебная практика. Похожая ситуация была с агрегатами такси, которые утверждали, что они не являются работодателями по отношению к водителям такси и не несут за них никакой ответственности перед пассажирами, что они всего лишь связывают водителей и пассажиров. Однако, суды по всему миру не соглашаются с такой позицией и признают агрегаторов такси ответственными за действия водителей.
- Например, суд в Великобритании признал Uber работодателем по отношению к водителям исходя из следующего: во-первых, компания назначает стоимость поездки, определяя заработок водителей; во-вторых, нормы контракта устанавливает только одна сторона, водители находятся в зависимом положении; в-третьих, агрегатор контролирует рабочее время таксистов, наказывая их за отказы от поездок; в-четвертых, агрегатор оценивает работу водителей и разрывает отношения с худшими по рейтингу.
- Согласно части 2 статьи 29 принятого, но еще не вступившего в законную силу Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ…» служба заказа легкового такси несет ответственность за вред причиненный водителем пассажиру.
- Аналогичным образом маркетплейсы должны признаваться ответственными за действия продавцов, использующих эти маркетплейсы, так как они так же, как и агрегаоры такси, регулируют и контролируют работу продавцев на своих интернет-площадках.
- В соотвествии с пунктом 2 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которой покупатель по своему усмотрению вправе предъявлять требования либо к продавцу, либо к изготовителю или иной уполномоченной организации. Покупатель не должен разбираться, кто от кого и что получил или изготовил в цепочке посредников и изготовителей. Отвечать за качество товара должен прежде всего тот, кто получил деньги от покупателя.
Ссылка на публикацию: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=167584