Текст опубликованной статьи адвоката Алексея Синицына:
- Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения – одни из приоритетных направлений государственной политики РФ. Злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смертности от преступлений, несчастных случаев и суицида, а также от отравлений и сердечно-сосудистых заболеваний. В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления – убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования, хулиганства, грабежи, разбои, угоны ТС и т.д. Кроме того, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.
- В связи с этим законодательством установлены ограничения на продажу и потребление алкогольной продукции. Так, п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что розничная продажа такой продукции с 23:00 до 8:00 по местному времени не допускается. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя.
- Однако из указанных ограничений есть исключения. В частности, в абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона определено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением ее продажи при оказании услуг общественного питания. То есть в барах и ресторанах алкогольную продукцию можно продавать в любое время, без ограничений.
- При этом в ряде регионов страны ограничения на продажу алкогольной продукции массово нарушаются: под видом оказания услуг общественного питания зачастую осуществляется розничная продажа алкоголя на вынос в ночное время (в народе такие заведения прозвали «наливайки»). Реальной целью их работы является не оказание услуг общественного питания, а продажа алкоголя в обход ограничений.
- Несмотря на то что за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкоголя предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, привлечь недобросовестных продавцов к ответственности и закрыть «наливайку» крайне сложно. В некоторых регионах ужесточают требования к минимальной площади зала обслуживания для баров и ресторанов (не менее 25, 50, 75 кв. м) , но и это, как правило, не помогает. В борьбе с «наливайками» некоторые субъекты Федерации заходят в тупик, а ограничения, направленные на борьбу с алкоголизмом, сводятся «на нет».
- Полагаю, что государство должно принимать ответные меры по борьбе с недобросовестными продавцами алкогольной продукции. В тех регионах, где ситуация с «наливайками» и алкоголизмом выходит из-под контроля, региональные власти должны иметь возможность ограничивать продажу алкогольной продукции без каких-либо исключений, включая оказание услуг общественного питания. В связи с этим для расширения полномочий субъектов Федерации на установление дополнительных ограничений по продаже алкогольной продукции представляется целесообразным исключить из абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона № 171-ФЗ словосочетание: «за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».
- В заключение добавлю, что соответствующий проект поправки в Закон уже разработан мною и находится в работе в Комитете Госдумы по промышленности и торговле.
Ссылка на публикацию: https://www.advgazeta.ru/mneniya/v-borbe-s-nalivaykami-polumer-nedostatochno/