Наши новости

Поделился мнением о регулировании оборота персональных данных

Адвокат Алексей Синицын в Зарядье
Адвокат Алексей Синицын для Адвокатской газеты поделился своим мнением относительно законодательного совершенствования мер направленных на борьбу с незаконным оборотом персональных даных.

Текст опубликованной статьи адвоката Алексея Синицына:

  • Большие пользовательские данные – это новая нефть. Именно такой тезис как нельзя лучше характеризует современную цифровую реальность. Крупные и не очень технологические компании используют самые изощренные способы, чтобы эту нефть эффективнее выкачивать, использовать и продавать. За пользователями цифровых продуктов ведется тотальная слежка, собираются и анализируются буквально любые цифровые следы.

  • Собираемые массивы данных систематизируются и анализируются высокоразвитыми алгоритмами и хитроумными нейронными сетями, в результате чего человек становится легко предсказуемым и манипулируемым, формируется подробный психологический портрет человека. Это позволяет предугадывать потребительский спрос и предлагать нужный товар (услугу, работу), кроме того, это позволяет формировать потребительский спрос возбуждая интерес потребителя к тому или иному товару.

  • Например, еще в далеком 2017 году в США произошла такая интересная история. Девочке 14-ти летнего возраста в сети Интернет стали показывать контекстную рекламу товаров для будущих мам. Родители девочки пожаловались на распространителей рекламы и перед ними извинились за такое недоразумение. Но в дальнейшем выяснилось, что девочка действительно была беременна. Оказалось, что в связи с изменением гормонального фона подростка изменилось и его поведение в сети Интернет, на основании чего обученные нейтронные сети сделали вывод о том, что пользователь находится в состоянии беременности. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, и все стало еще намного интереснее.

  • Использование больших пользовательских данных в маркетинговых целях не всегда законно и не всегда приятно для пользователя, но не так опасно. Серьезную опасность представляет использование больших пользовательских данных для изучения политических предпочтений, а также для формирования политических предпочтений со стороны недружественных государств. Обладая большими пользовательскими данными и подконтрольными средствами массовой информации, можно раскачать политическую ситуацию в стране и поспособствовать проведению государственного переворота, можно подорвать психическое здоровье граждан, понизить уровень нравственных устоев, повысить уровень тревожности, вызвать панику на финансовых рынках и так далее.

  • Законодательство, связанное с защитой персональных данных, развивается преимущественно в направлении совершенствования порядка их сбора (записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения). Однако данное направление развития законодательства о персональных данных не является достаточно эффективным для их защиты. Если, кто-то незаконно записал себе на диск данные о пользователях и просто хранит их у себя, образно выражаясь, под подушкой, то узнать об этом не так-то просто.

  • Зато если незаконно полученные персональные данные начинают использоваться, то это уже может достаточно эффективно выявляться и пресекаться. Поэтому борьба с незаконным оборотом персональных данных должна развиваться именно в направлении совершенствования порядка их, использования.

  • Например, абонент в телефонном разговоре с другом сообщает, что собирается на рыбалку. Сразу после этого на рекламных площадках в сети Интернет ему начинают выдаваться рекламные объявления о спиннингах, катушках и других принадлежностях для рыбалки. Ситуация знакомая многим. Налицо факт незаконного сбора персональных данных и их использования. И если сам по себе факт их сбора отследить крайне сложно, то факт их использования проявляется (раскрывается) перед самим пользователем. Возникает вопрос: «Как с этим бороться?».

  • Для борьбы с таким использованием незаконно собранных персональных данных у распространителей рекламы должна быть обязанность по раскрытию перед потребителем рекламы алгоритма выдачи (подбора) тех или иных рекламных объявлений. Потребитель рекламы вправе знать, почему ему показывают именно это рекламное объявление, а не другое, на основании, каких данных был сделан вывод о том, что для пользователя актуально именно это рекламное предложение, а не какое-то другое. Такая же обязанность должна быть предусмотрена для социальных сетей относительно выдачи цифрового контента в ленте новостей.

  • В самом рекламном объявлении должна содержаться кнопка (ссылка) под названием «Основание показа». При клике на данную кнопку (ссылку) потребителю рекламы показывается следующая информация: 1 – когда и кем получены персональные данные; 2 – вид полученных персональных данных; 3 – логический вывод об актуальности для пользователя данного рекламного объявления. Кто-то из распространителей рекламы может возразить, что реализовать такой алгоритм будет крайне сложно. На возражение можно ответь. Да, сложно, если персональные данные ворованные. Если персональные данные о пользователе получены на законных основаниях, то сложностей возникать не должно.)

  • В том случае, если из раскрытого алгоритма выдачи конкретного рекламного объявления будет видно, что использовались персональные данные полученные в нарушение законодательства о персональных даных, то пользователь самостоятельно сможет сообщить об этом в соответствующий надзорный орган. Эффективно бороться с незаконным оборотом персональных данных возможно только совместными усилиями, как государственных органов, так и самих пользователей.

  • Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю предоставляется информация о составе пищевых продуктов и процессе их изготовления. Аналогичное право должно быть и у потребителя рекламы в отношении потребляемых информационно-рекламных продуктов.

  • В ближайшее время проект соответствующего федерального закона будет направлен на рассмотрение субъекту законодательной инициативы.

Ссылка на публикацию: https://www.advgazeta.ru/mneniya/kuda-vedut-tsifrovye-sledy/