Наши новости

Обсудил законопроект о регуляторных песочницах

Адвокат Алексей Синицын на заседании Экспертного совета в Госдуме
Адвокат в сфере цифровых технологий Алексей Синицын принял участие в выездном заседании Экспертного совета по цифровой экономике при Комитете Государственной Думы, которое проходило в Лаборатории Касперского.

Текст выступления:

  • Частью 1 статьи 9 Проекта федерального закона предполагается, что установление экспериментального правового режима не может применяться для изменения условий налогообложения.

  • При этом изменение условий налогообложения в рамках экспериментального правового режима может быть полезно для:

  • - определения наиболее оптимального порядка налогообложения в целях повышения эффективности налогообложения сферы IT;

  • - создания наиболее инвестиционно привлекательного налогового режима в целях увеличения инвестиций в сферу информационных технологий;

  • - повышения предпринимательской активности субъектов экспериментального правового режима.

  • Таким образом, указанное положение о неизменности условий налогообложения следует более внимательно оценить относительно его целесообразности.

  • Статьей 9 Проекта федерального закона устанавливаются ограничения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.

  • В данной статье содержится запрет на существенное увеличение риска для жизни и здоровья человека, а о запрете на ограничение других личных прав и свобод человека не говорится. При этом в статье 56 Конституции РФ говорится, что даже в условиях чрезвычайного положения ограничению не подлежат права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (ничто не может быть основанием для умаления достоинства), 23 (часть 1), 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (запрет на сбор сведений о частной жизни без согласия), 34 (свобода предпринимательской деятельности), 40 (право на жилище), 46 – 54 (право на правосудие) Конституции Российской Федерации.

  • Поэтому часть 1 статьи 9 Проекта федерального закона необходимо дополнить аналогичным пунктом следующего содержания: «при установлении экспериментального правового режима не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации;» или «установление ЭПР не должно повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам;».

  • Частью 2 статьи 11 Проекта федерального закона предусмотрено, что поступление жалоб от десяти и более лиц, вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима, является основанием для приостановления экспериментального правового режима и рассмотрения вопроса о его отмене.

  • Данное основание для приостановления ЭПР является недопустимым по следующим основаниям:

  • - такой правовой инструмент для приостановления ЭПР может использоваться в качестве различных недобросовестных манипуляций, так как жалобы могут быть надуманными и безосновательными, либо содержащими малозначительные и несущественные нарушения. Создается инструмент для недобросовестного приостановления ЭПР и оказания давления на его субъектов;

  • - поступление жалоб от 10 лиц не для всех ЭПР может свидетельствовать о существенном количестве нарушений. Например, субъекты одного ЭПР могут вступить в правовые отношения всего с 10 лицами, а другого ЭПР с 1000 лицами. Для одних это будут жалобы от всех, с кем они вступили в правовые отношения, а для других только от 1 %. Нарушается принцип равенства и справедливости;

  • - субъекты ЭПР при таком основании приостановлении будут устанавливать правовые отношения с лицами в количестве менее 10. Будут применяться различные схемы с использованием посредников и подставных лиц.


  • Таким образом, в абзаце 2 части 2 статьи 11 Проекта федерального закона слова «Поступление жалоб от десяти и более лиц, вступающих в правоотношения» необходимо заменить словами «Поступление значительного количества обоснованных жалоб от лиц, вступающих в правоотношения».

  • При рассмотрении спорных ситуаций, связанных с реализацией ЭПР вероятно будут возникать вопросы, связанные с привлечением его субъектов к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

  • Для обеспечения прав и законных интересов субъектов ЭПР, для недопущения ошибок со стороны правоприменителей в законе должно быть четко закреплено, что при рассмотрении данных вопросов необходимо учитывать особенности нормативно-правового регулирования, установленные ЭПР.

  • Поэтому статью 11 Проекта федерального закона необходимо дополнить частью 7 следующего содержания: «7. При совершении правонарушения субъектом экспериментального правового режима, он подлежит гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей нормативно-правового регулирования, установленных экспериментальным правовым режимом.».

  • Кроме того, необходимы соответствующие изменения в кодифицированное законодательство, предусматривающее порядок привлечения к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, возможно, установление исключительной подсудности и подведомственности таких дел.

Подробнее на сайте Госдумы: http://www.duma.gov.ru/